Ни для кого не секрет, что многие взрослые люди, изучающие английский язык годами, так и не начинают на нем говорить. Это во многом связано с затруднительностью для большинства взрослых людей обучаться языку подражательным (детским) способом. Чем ярче индивидуальность обучаемого, тем больше трудностей возникает у него в процессе подражательного обучения. Кроме того, подражательный способ обучения во многом является причиной «ухода языка в пассив». Другая трудность, с которой сталкиваются взрослые в процессе обучения, связана с невозможностью установить причинно-следственные связи между разрозненными грамматическими правилами, то есть непонимание системы языка, что делает невозможным практическое применение этих правил в речи.

Авторская методика «COSHCO» представляет собой образно-логическую систему подачи фонетического и лексико-грамматического материала. Использование сквозного образа «ядро и оболочка» обеспечивает цельность и логичность предлагаемой системы. Отбор материала осуществляется с учетом его ценности с точки зрения вступления и поддержания устной коммуникации на английском языке. Основные особенности предлагаемой методики призваны свести перечисленные выше проблемы к минимуму. Эти особенности заключаются в следующем:

  1. описательный (неподражательный) способ постановки фонетики;
  2. работа с лексикой не на уровне лексического значения слова, а на структурном уровне, что позволяет увидеть связь лексики и грамматики;
  3. взгляд на грамматику как на набор инструментов для формулирования своей мысли и передачи эмоционального фона.

1. Описательный (неподражательный) способ обучения фонетике

Осуществляется в несколько этапов с помощью выполнения ряда упражнений. Главная цель в процессе постановки фонетики, не постановка каждого звука в отдельности, а приобретение базовой «английской осанки» языка, а также сознательном различении русской и английской «осанок языка». «Базовой осанкой» языка мы называем положение языка в ротовой полости при произнесении звуков [l,t,n,d] (для английского языка) и [л,т,н,д] (для русского языка). Правильное базовое положение языка исключает имитацию звука и обеспечивает его естественное произнесение, делая  его правильным изнутри. Кроме того, английское базовое положение языка помогает «включить» мышцы лица, необходимые для говорения на английском языке, что помогает впоследствии сделать речь гораздо более естественной и беглой. С точки зрения предлагаемого сквозного образа положение языка в ротовой полости является «ядром». «Оболочкой» является артикуляция (работа губ). «Английская осанка» языка является «исходным положением» для начала произнесения базовых гласных английских звуков [æ, e, i]. Эти звуки мы называем базовыми, так как умение произносить их правильно позволяет перейти к изучению дифтонгов, которые также изучаются описательным способом. Следующий этап фонетической работы – интонирование. Работа с интонированием осуществляется не подражательным, а смысловым способом в несколько этапов.

Цели:

  • умение формировать правильное направление речевого потока;
  • передача смысла высказывания интонационными средствами.

Направление речевого потока при коммуникации на русском и английском языке значительно отличаются друг от друга. Мы это назвали «интонационной иллюзией».

При разговоре на русском языке создается ощущение, что речевой поток говорящего направлен непосредственно на собеседника и как бы касается его. Для носителя английского языка это создает иллюзию агрессивности адресованной ему речи.

При разговоре на английском языке создается ощущение, что речевой поток говорящего останавливается между собеседниками, что создает для носителя русского языка иллюзию отстраненности речи говорящего.
Правильность направления потока английской речи обеспечивает нахождение говорящего в «английской осанке» языка. Передача смысла обеспечивается умением вычленять и интонационно выделять смысловые «ядра» высказывания, которые в учебной литературе часто называют «опорными словами».

2. Работа с лексикой

Осуществляется на структурном уровне, а не на уровне лексического значения слова. Таким образом, формируется понимание системы частей речи и их способа функционировать в английском языке. Благодаря этому осуществляется логическая связь между лексикой и грамматикой.

Рассмотрим это на примере работы с глаголом а также действительным и страдательным причастиями. Главная цель – различить формы глагола (инфинитив, простое прошедшее, простое настоящее и простое будущее) от отглагольных форм – страдательного и действительного причастия. Это является первым и главным шагом для понимания системы грамматических времен.

3. Работа с грамматикой

Осуществляется с использованием образно-логических приемов и схем. Кроме облегчения понимания смысла грамматических времен и восприятия их как системы, а не просто набора формальных структур, предлагаемый подход помогает сразу обогатить речь обучаемых определениями, выраженными причастиями и причастными оборотами, а также помогает отличать последние от сказуемых.
На приведенных выше примерах мы показали, как работает авторская методика «COSHCO» на уровне преподавания фонетики, лексики и грамматики. Эффективность этой методики доказана опытным путем и подтверждена многочисленными положительными отзывами тех, кто заговорил благодаря данной методике на английском языке.

Евгения Дьяконова