Предлагаемый вашему вниманию доклад состоит из двух частей:

  1. Авторский курс «Animated English» в рамках смешанного обучения людей с обычными потребностями;
  2. Авторский курс «Animated English» в рамках смешанного обучения людей с особыми потребностями.

Авторский курс «Animated English», состоящий из трех ступеней, имеет целью обучение людей старше 14 лет коммуникации на английском языке. Его основа – метод «COSHCO» (Core-shell Concept — идея ядра и оболочки). Метод представляет собой образно-логическую систему подачи фонетического, лексического и грамматического материала. Основные особенности методики «COSHCO»:

  1. Описательный (неподражательный) способ постановки фонетики;
  2. Работа с лексикой на структурном уровне, а не на уровне лексического значения слова, что позволяет увидеть связь лексики и грамматики;
  3. Взгляд на грамматику как на набор инструментов для формулирования своей мысли и передачи эмоционального фона.

В связи с вышеперечисленными особенностями методики, значительная часть работы с лексикой на уровне лексических значений слов выведена за рамки аудиторной (очной) работы и осуществляется с помощью различных мультимедийных средств.

На подготовительном этапе обучения студенты, не имеющие еще представления о системе языка, подобны детям, обретающим, а не изучающим язык. Вследствие этого предлагается форма обучения лексике, в значительной степени напоминающая детский мультфильм, так как в предлагаемом видео присутствуют забавные запоминающиеся персонажи. Этот небольшой вводный лексический видео курс состоит из четырех блоков:

  • 1 блок «NUCLEAR FAMILY» (Часть семьи, состоящая из родителей и их детей) — 41 новое слово;
  • 2 блок «EXTENDED FAMILY» (Часть семьи, состоящая из всех остальных родственников) — 32 слова;
  • 3 блок «GENERAL INFORMATION» (Общая информация) — 76 новых слов;
  • 4 блок «HOME, SWEET HOME!» (Дом, милый дом!) – 57 новых слов.

Каждый блок вводит новые лексические единицы и закрепляет путем повторного использования старые. Персонажи не просто произносят свои реплики на английском языке. Текст каждой реплики появляется на экране одновременно на двух языках: английском (более крупным шрифтом) и русском (более мелким шрифтом), при этом каждое новое слово выделено красным цветом. Темп появления текста достаточно медленный, комфортный для восприятия начинающими студентами. Тем не менее, если у учащегося возникла потребность вернуться назад или остановить видео ролик, такая возможность предусмотрена.

Для закрепления изученных с помощью учебного мультфильма лексических единиц прилагается текстовый материал, состоящих из трех компонентов:

  1. упражнения, которые предлагается выполнять после просмотра каждого блока;
  2. словарик, где в алфавитном порядке расположены все слова, изученные в курсе (всего 206 слов);
    базовый лексико-грамматический комментарий.
  3. После самостоятельного изучения этого базового лексического курса студент обладает достаточным словарным запасом, чтобы начинать знакомство с системой языка.

На этом этапе работы с лексикой начинается знакомство с системой глаголов и причастий и с системой предлогов.

Для усвоения глагольной системы и обретения возможности осмысленно пользоваться ей при образовании грамматических времен предлагается «тренажер», существующий как на бумажном носителе, так и в виде небольшой компьютерной программы, которая позволяет размещать предлагаемые слова по следующим ячейкам: форма инфинитива, форма past simple (V2), форма present simple (V/V–(-es)), форма future simple (will V), действительное причастие (Ving) и страдательное причастие (V3).

Работа с предлагаемым «тренажером» полезна в двух аспектах. С одной стороны, закрепляется знание переводов базовых глаголов (правильных и неправильных) английского языка на русский язык и наоборот, с другой стороны, умение употреблять эти глаголы в форме трех времен группы simple и образованных от них причастий.

Важным элементом лексико-грамматической системы языка являются предлоги. Мы предлагаем не запоминать перевод каждого отдельно взятого предлога, а представить его частью образно-логической системы, показав логику употребления одного и того же предлога в качестве предлога мести и в качестве предлога времени. С этой целью на первом этапе знакомства с базовыми предлогами места мы предлагаем мультфильм как форму, наиболее подходящую для формирования образной системы.

На завершающем этапе первой ступени курса «Animated English» предлагается короткий мультфильм на закрепление таких грамматических явлений, как сокращение (contraction) и притяжательный падеж имен существительных.

В результате занятий на первой ступени у студентов появляется представление о лексико-грамматической системе языка. Это дает возможность перейти на следующий этап самостоятельной работы с лексикой с помощью постоянно пополняемого обучающего сайта «Wide Word Web». Основной принцип подачи материала на этом сайте – образно-логические лексические схемы, которые способствуют не только запоминанию лексических значений слов, но устанавливают образно-логические связи между ними, а также помогают понять и запомнить контекстуальное употребление этих лексических единиц.

Сайт состоит из главной страницы-обложки, 7 основных разделов и интерактивного раздела «Drop Your Ideas Here!».

Главная страница сайта представляет собой набор кнопок. Нажав на одну из них, посетитель сайта попадает в соответствующий раздел.

Познакомимся с каждой страницей подробнее.

Раздел Classroom (Учебный класс)

В этом разделе расположен учебно-информационный материал о способах словообразования в английском языке. Наличие этой страницы обеспечивает понимание системы словообразования в английском языке. Материал подается в доступной форме и сопровождается наглядными примерами.

Раздел Dictionary (Словарь)

В этом разделе расположены в алфавитном порядке буквы английского алфавита. Изображение каждой буквы представляет собой кнопку. При нажатии на букву-кнопку появляется список слов, начинающихся на выбранную букву, которые являются «ядерными» (или исходными) в образно-логических схемах. Нажимая на одно из слов, посетитель попадает на страничку с соответствующей схемой.

Раздел Tongue-twisters (Скороговорки)

В этом разделе собраны различные английские скороговорки. При нажатии кнопки, расположенной справа от текста, включается запись чтения скороговорки, сделанная носителями английского языка. При нажатии на кнопку, расположенную под каждым словом скороговорки, посетитель сайта, слышит как это слово произносится вне текста. Нажимая на слово, посетитель сайта попадает на страницу со схемой, в которой данное слово является «ядерным» (исходным).

Раздел Proverbs (Пословицы)

В этом разделе собраны различные английские пословицы и поговорки. Этот раздел устроен аналогично описанному выше разделу.

Раздел Idioms (Идиомы)

В этом разделе собраны различные английские идиомы. Этот раздел устроен аналогично разделам Proverbs и Tongue-twisters.

Раздел Person (Человек)

В этом разделе собраны слова, связанные с частями тела, одеждой и бытом. Этот раздел содержит графические иллюстрации к каждому слову. Нажимая на слово, посетитель сайта попадает на страницу со схемой, в которой данное слово является «ядерным» (исходным).

Раздел Verb Practice (Глагольная практика)

Этот раздел представляет собой «тренажер» по работе с глаголами, формами глаголов и причастиями, описанный выше.

Сайт «Wide Word Web» представляет собой удобное и увлекательное пособие для самостоятельной работы с лексикой английского языка. Он служит не только источником новых знаний, но и помощником в систематизации уже имеющихся знаний в области лексики.

Вторая часть настоящего доклада посвящена перспективам использования курса «Animated English» в области инклюзивного обучения.

Инклюзивное обучение — это тип обучения, при котором люди с обычными потребностями обучаются вместе с людьми с особыми потребностями.

С какими же трудностями сталкиваются люди с особыми потребностями, обучаясь вместе с обычными людьми?
На этот вопрос отвечает Наташа Тарасова, участница инклюзивного обучения ученица школы номер 1447:

– Прежде всего, это наличие большого письменного домашнего задания, высокий темп работы в классе и несоответствующий особым потребностям дизайн учебных пособий.

Наташа Тарасова изучает английский язык по курсу «Animated English» и на собственном опыте убедилась в возможности его использования в рамках инклюзивного обучения:

– Способ работы с речью, предлагаемый этим курсом, очень эффективен. Примечательно, что предлагаемый способ постановки английской фонетики значительно улучшает дикцию при говорении и на русском языке. Введение этикетных форм значительно повышает уровень социализации речи не только на английском, но и на родном языке, что очень важно для людей с особыми потребностями. Отсутствие письменных домашних заданий и необходимости записывать на уроке создает максимально комфортные условия на занятиях. Учебный материал запоминается не в результате утомительного «задриливания», а благодаря образности и логике объяснения.

Тем не менее, для оптимизации усвоения учебного материала людьми с особыми потребностями предлагается сделать смысловые блоки более дробными для простоты усвоения и максимально сократить число аудиторной работы, так как многие участники инклюзивного обучения испытывают трудности в передвижении.

Так, на базе курса «Animated English» стали появляться небольшие видео ролики, отвечающие запросам людей с особыми потребностями.

Для авторов очевидно, что курс «Animated English» становится курсом смешанного обучения в обоих смыслах этого термина, так как смешанным обучением называют и обучение, в ходе которого одновременно используются традиционные и мультимедийные формы обучения (blended learning), и обучение обычных людей вместе с людьми с особыми потребностями (inclusive или integrative education).

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть эффективность использования мультимедийных средств в обучении иностранным языкам. Это ни в коей мере не умаляет роли педагога в процессе обучения, а лишь делает этот процесс более комфортным и увлекательным, а, следовательно, эффективным.

Дьяконова Евгения Александровна

Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации. Сборник статей под редакцией А.Л. Назаренко, выпуск 6