Нейро-логическая методика обучения общению на иностранном языке COSHCO (Core-Shell Concept – идея ядра и оболочки) является результатом многолетней научно-практической деятельности. Она прошла двухгодичную апробацию на базе Центра иностранных языков COSHCO и доказала свою эффективность. Подтверждением этому являются многочисленные положительные отзывы учеников и выпускников Центра. Основная целевая аудитория – люди старше 13 лет.

Предлагаемая методика имеет две основные составляющие: «физиологическую» и «интеллектуальную». «Физиологическая» составляющая связана со способом постановки иноязычной фонетики, «интеллектуальная» (лексико-грамматическая) связана с «входом» в логику изучаемого языка.

В 2015 году Центр открыл направление инклюзивного обучения.

Инклюзивное обучение – это тип обучения, при котором люди с обычными потребностями обучаются вместе с людьми с особыми потребностями (люди с ограниченными возможностями здоровья). Главными целями инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с когнитивной сохранностью является получение единого уровня образования с обычными людьми и социализация первых. Под социализацией мы понимаем умение общаться, адекватно реагировать на контакт и устанавливать его, а также соответствовать социальным поведенческим стандартам. Для лиц с ментальными нарушениями при инклюзивной форме обучения может применяться индивидуальная программа. В таком случае главная цель инклюзивного обучения – прививание социальных навыков лицам с ОВЗ. Под социальными навыками мы понимаем соответствие общепринятым нормам поведения.

Инклюзивная форма обучения для России является достаточно новой, поэтому существует не так много методик, которые могли бы удовлетворять потребности этой формы обучения. Нейро-логическая методика обучения общению на иностранном языке COSHCO является инновационной и одной из немногих, пригодных для применения в работе, как с обычными людьми, так и в инклюзивном обучении.

Перечисленные ниже особенности предлагаемой методики делают ее эффективной в сфере инклюзивного обучения.

Прежде всего, это особый подход в работе с постановкой иноязычной фонетики. Фонетика ставится, благодаря переходу в артикуляционную базу иностранного языка в контрасте с артикуляционной базой родного языка.

Артикуляционная база языка – это «совокупность привычных движений и состояний органов речи, необходимых для произнесения звуков того или иного языка».

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.

Предлагаемый подход положительно влияет не только на формирование иноязычной речи. Он также в значительной степени улучшает речь на родном языке. Этот аспект очень важен при работе с людьми с нарушениями речевых центров. Постановка фонетики используемым методикой COSHCO способом во многом осуществляется посредством выполнения физических упражнений, направленных на разработку артикуляционного аппарата, на улучшение координации мелких движений органов речевого аппарата, что также положительно влияет на физическую возможность говорения как на иностранном, так и на родном языке.

Следующей особенностью методики COSHCO является обучение речевой дистанции через введение и объяснение этикетных форм английского языка в сопоставлении с этикетными формами русского языка, что при инклюзивной форме обучения позволяет в значительной степени социализировать родную речь обучаемых и вследствие этого изменить их поведенческие паттерны. Ниже мы приводим отзыв студентки с ОВЗ, прошедшей обучение по предлагаемой методике.

«Ранее даже при деловой переписке я использовала слишком разговорные формы, не учитывающие ситуативно-обусловленную речевую дистанцию. Это было связано с тем, что у меня было мало опыта общения вне социальных сетей, поэтому даже в деловой переписке я использовала стереотип, характерный для общения в сетях. Однако после окончания первой ступени курса для меня стало очевидно явление речевой дистанции и появилось осознание необходимости практического применения более дистантных форм общения».

«Интеллектуальная» часть методики COSHCO представляет собой, в том числе и особую образно-логическую систему подачи лексико-грамматического материала. Материал подается таким образом, что для запоминания изученного нет необходимости постоянно вести записи в ходе урока. Это в очень значительной степени влияет на возможность использования методики людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата или той или иной формой нарушения двигательной активности (например, при тяжелой форме детского церебрального паралича или в посттравматической ситуации), для которых вести постоянную запись в процессе урока крайне затруднительно, а иногда и невозможно.

Использование нейро-логической методики СOSHCO в сфере инклюзивного обучения имеет свои ограничения. Это обусловлено «интеллектуальной» частью методики. Ее использование возможно только при когнитивной сохранности участников инклюзивной группы. Методика COSHCO рекомендована к использованию при следующих диагнозах: формы детского церебрального паралича и диагнозы, связанные с нарушением опорно-двигательного аппарата и ухудшением двигательной активности при когнитивной сохранности, слабовидящие и незрячие, слабослышащие.

Опыт применения нейро-логической методики COSHCO в сфере инклюзивного обучения выявил два основных аспекта ее положительного эффекта в добавление к изучению и практическому использованию иностранного языка как такового.

Первый из них можно назвать физиологическим. Это значительное улучшение дикции, увеличение скорости и беглости речи, повышение общего жизненного тонуса.

Второй аспект является психологическим. Это повышение самооценки, нахождение способов реализации мечты и желание включиться в практическую деятельность и принимать активное участие в жизни социума.

Интересен опыт использования методики COSHCO в инклюзии в сфере профессиональной педагогической деятельности. Центр иностранных языков COSHCO начал внедрять инновационный (инклюзивный) способ проведения уроков-тренировок: урок проводится двумя преподавателями, один из которых является человеком с ОВЗ, другой обычным. Такой тандем делает процесс обучения в инклюзивной группе гораздо более эффективным, легким и естественным. Это обусловлено рядом причин. С одной стороны, если преподаватель является человеком с ОВЗ, то, работая в одиночку, он не всегда может справиться (в силу физических ограничений) с различными ситуациями, возникшими в ходе урока. С другой стороны, если в инклюзивной группе преподает обычный человек, то он гораздо меньше осведомлен о потребностях людей с ОВЗ. Поэтому наличие коллеги с ОВЗ гарантирует возможности при необходимости спонтанно адаптировать ход урока под обе категории участников группы. Кроме того, такой способ проведения уроков подает пример «инклюзивного» взаимодействия тем, для кого общение с людьми с ОВЗ является непривычным, или наоборот, для людей с ОВЗ, не имеющих достаточный опыт общения с обычными людьми вне семьи.

Таким образом, из выше изложенного можно сделать вывод об эффективности использования нейро-логической методики обучения общению на иностранном языке COSHCO в сфере инклюзивного образования. Эта область использования предлагаемой методики в данный момент находится на стадии апробации. Но даже на этом этапе она продемонстрировала свою эффективность и перспективность.

Евгения Дьяконова, директор по науке Центра иностранных языков COSHCO

Наталья Тарасова, преподаватель Центра иностранных языков COSHCO

V международная  научно-практическая конференция «Научные итоги 2015 года: достижения, проекты, гипотезы», г. Новосибирск